МЕНЮ

Электромобили

История электромобилей

Сегодня электромобили набирают всё большую популярность, и можно подумать, что данный вид транспорта - относительно новое веяние. Но это совсем не так, на самом деле первые электромобили появились ещё в первой половине 19 в., куда раньше бензиновых. В это время писали свои стихи Пушкин и Лермонтов!

Отчёт истории электромобилей обычно начинают с 1828 г. В этом году венгерский изобретатель Аньош Йедлик построил небольшую тележку с электрическим двигателем. Правда, это была скорее игрушка, чем настоящий автомобиль.

Йедлик и его изобретение

Первым же изобретателем, который построил полноразмерный электромобиль, считается шотландец Роберт Андерсон. Произошло это в 1832 г. Двигатель получал энергию от обычных гальванических элементов, которые нельзя было перезаряжать.

Однако для практического применения автомобили на батарейках не подходили. И с мёртвой точки их дальнейшее развитие сдвинулось лишь после изобретения аккумуляторов. Первый свинцово-кислотный аккумулятор был изобретён в 1859 г. французским физиком Гастоном Планте. Некоторое время понадобилось на их совершенствование, и вот, наконец, в 1881 г. появляются первые настоящие электромобили, пригодные для практической эксплуатации.

Считается, что первый такой электромобиль построил французский изобретатель Густав Труве. Трёхколёсная машина на аккумуляторах могла разгоняться до 12 км/ч, а проехать на одном заряде могла около 26 км.

Первый электромобиль Густава Труве

В том же году аналогичную машину представили и английские изобретатели Уильям Айртон и Джон Перри. Их электромобиль также имел три колеса, был оснащён двигателем мощностью в 0,5 л. с. и разгонялся до 14 км/ч.

Электромобиль Айртона и Перри (реконструкция)

Электромобили также появились существенно раньше автомобилей, работающих на бензине. Время появления первого электромобиля -1841 г. В конце 19 - начале 20 в. электромобили также были достаточно широко распространены. Не шумящие и не дымящие, в отличие от бензиновых или паровых машин, электромобили пользовались популярностью у аристократии.

В 1885 г. появляются автомобили с двигателем внутреннего сгорания, но из-за своего несовершенства, шумности, неразвитости сервиса и заправочных станций долгое время они уступают по популярности электромобилям. Между тем развитие электромобилей продолжается. С 1890 по 1910 г. наступает пик популярности электромобилей. Вот некоторые из примечательных моделей того времени.

В 1894 г. американские изобретатели Моррис и Сэлом создают электромобиль уже более-менее похожий на нормальный автомобиль. У машины, получившей название "Electrobat", есть 4 колеса, руль, места для двух пассажиров. А 2 двигателя мощностью по 1,5 л.с. каждый позволяли машине разгоняться до 32 км/ч. Немного по современным меркам, но именно эта машина получила первый в США штраф за превышение скорости. Масса машины с аккумуляторами составляла 750 кг, а запас хода по тем временам был довольно приличный - больше 40 км. В 1895-97 гг. эта машина выпускалась серийно.

Моррис и Сэлом на своём электромобиле

Нашлись изобретатели электромобилей и в Российской империи. В 1899 г. инженер Ипполит Романов из Петербурга построил несколько моделей небольших электромобилей на двух и четырёх пассажиров, а также электрический омнибус уже на 17 мест.

Один из электромобилей конструкции Романова

Электрический омнибус конструкции Романова

Электромобили Романова имели весьма неплохие для своего времени характеристики, во многом превоходя зарубежные аналоги. Машины имели запас хода 60 км, при скорости небольших электромобилей 40 км/ч, омнибусов - 20 км/ч. В начале 20 в. Романов пытался внедрить свои омнибусы в качестве городского транспорта, но государство не выделило денег, а акционерное общество, созданное для реализации этой идеи, разорилось. Между тем на Западе электрический транспорт стал довольно популярен. Уже в конце 19 в. в Берлине, Париже и Лондоне в заметном количестве появились электрические такси.

Электромобили стали и первыми по-настоящему быстрыми машинами. Во многом появление скоростных электромобилей было вызвано соревнованием между, с одной стороны, французами Шарлем Жанто (инженером) и графом Гастоном де Шаслу-Лоба, и, с другой стороны бельгийцем Камилем Женатци. В 1898-99 г. они начали особо яростное соревнование друг с другом, устанавливая всё новые рекорды скорости, пока, наконец, 20 апреля 1899 г. бельгиец на своей машине не одержал победу, установив рекорд скорости в 105 км/ч.

Камиль Женатци на своём электромобиле

В самом конце 19 в. вот этот электромобиль установил рекорд скорости для автомобилей, впервые превысив рубеж 100 км/час.

А в 1898 г. Фердинанд Порше сконструировал первый в истории гибридный автомобиль, способный работать и на аккумуляторах, и на бензине. Кстати, подробнее о гибридной машине Порше, а также машине Камиля Женатци вы можете прочитать в этой статье.

В начале 20 в. электромобили продолжали пользоваться популярностью, их производили десятками тысяч, и по численности они какое-то время опережали бензиновые. Вот фото и видео некоторых электромобилей начала 20 в.

"Woods Victoria" образца 1905 г., этот роскошный электромобиль был оснащён двумя двигателями по 2,5 л. с. и мог разгоняться до 30 км/ч

"Detroit Electric" образца 1912 г. уже вполне похож на современный автомобиль

Видео - электромобиль Baker Electric образца 1912 г., на который поставили солнечную батарею:

Видео - электромобиль Detroit Electric, выпущенный в 1914 г.:

Интересно, что в начале 20 в. одним из энтузиастов внедрения электромобилей был известный американский изобретатель Томас Эдисон. Он потратил немало усилий на разработку аккумуляторной батареи, которая обеспечила бы электромобилю 100 миль (160 км) хода на одной зарядке. В конце концов такая батарея была создана, и в 1914 г. Эдисон совместно с Фордом планировали начать массовый выпуск дешёвых электромобилей. Но этого так и не произошло. В лаборатории Эдисона произошёл пожар, уничтоживший всю документацию, а Форд вскоре запустил конвейер и начал выпуск знаменитой "Model T", работавшей на бензине. Вслед за этим автомобили с ДВС надолго захватили лидерство, а производство электромобилей практически сошло на нет.

На протяжении 20 в. разные компании периодически пытались наладить производство электромобилей, в основном, без особого успеха. Но некоторые модели всё-таки выпускались серийно. Например, в 1974-77 гг. в США выпускался миниатюрный электромобиль "Ситикар" (CitiCar), предназначенный, как можно догадаться по названию, для езды по городу.

"Ситикары"

Эти маленькие двухместные автомобили оснащались слабыми (мощностью от 2,5 до 6 л. с.) двигателями, развивали скорость не более 80 км/ч и имели запас хода всего 64 км. Всего было выпущено немногим более 2 тыс. таких машин.

Возрождение электромобилей

И хотя долгие годы попытки возродить массовое производство электромобилей терпели неудачу, в конце концов элетромобили вернулись! Сыграло роль несколько факторов - забота об экологии, рост цен на бензин, и, конечно, появление новых типов аккумуляторов, в частности, литий-ионных.

Историю возрождения электромобилей следует отсчитывать, вероятно, с 1997 г., когда компания "Тойота" представила модель "Тойота Приус".

Toyota Prius

Toyota Prius

Эта машина не являлась чистым электромобилем, она была гибридом, т. е. автомобилем, способным работать как на бензине, так и на аккумуляторах. Однако модель оказалась вполне успешной, её продажи быстро росли, и вслед за "Тойотой" производство электромобилей и гибридов развернули и другие автопроизводители. За первое десятилетие 21 в. количество проданных гибридных автомобилей в мире превысило 4 млн.

Затем наступил черёд и чистых электромобилей. Наиболее известной историей успеха в этом сегменте стала история американской компании Tesla Motors. В 2003 эту компанию создали два энтузиаста из Кремниевой долины - Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин. Неизвестно, получилось бы у них что-либо, но на помощь стартаперам пришёл Илон Маск. Он вкладывает в компанию десятки миллионов долларов, и дело начинает двигаться, хотя поначалу и не очень успешно. В 2006 г. была представлена первая модель электромобиля Tesla Roadster. Однако ей не суждено было снискать успеха. Машина оказалась слишком дорогой, а реальные характеристики далеки от заявленных. Сумев продать всего 2 тыс. машин, компания оказывается на грани банкротства. Но Илон Маск опять её спасает, закидывая новые десятки миллионов долларов.

Наконец, в 2009 г компания представляет Tesla Model S. И вот эта машина становится-таки настоящим хитом. Компании удалось не только снизить цену, но и обеспечить уникальные, прежде невиданные для электромобилей характеристики. Модель оснастили мощным (свыше 300 л с.) двигателем, максимальная скорость электромобиля превышает 200 км/ч, а запас хода составляет 480 км, что сопоставимо с пробегом автомобиля на бензине с полностью заправленным баком.

Tesla Model S

Tesla Model S

В последние годы производство электромобилей во всём мире растёт огромными темпами. Согласно подсчётам, к 2020 г. количество проданных во всём мире электромобилей превысило 5 млн. штук. Так что нельзя исключать, что рано или поздно электромобили возьмут реванш и вернут себе первенство в соревновании с автомобилями на бензине.